Lesbisait.ru

Кто такой Андрогин

Андрогин в плане гендерной идентичности – это человек, который не укладывается  в чисто  типичные мужские и женские гендерные роли. Такой человек определяет себя находящимся между мужским  и женским полом, или, как совершенно бесполый.

 

Понятие андрогин когда-то использовалось  как синоним слову гермафродит, но затем изменило свое значение.

Профессор Сандра Бем стала связывать  термин андрогинность  больше не с  гендерной идентичностью человека, а с  особенностями характера. Она считает,  что те люди, которые имеют в себе черты характера обоих полов,  более способны справляться с жизненными трудностями.

Люди андрогины: миф или реальность?

Стоит отметить, что нынешняя обстановка между полами в нашей стране для мира не нова. В Америке о ней стали говорить с 70-х гг. ХХ века, а до этого, в 60-х гг., начались изменения в теориях личности, господствовавших в психологии и психиатрии. Широкой общественности еще не было известно о спорах, возникавших на научных конференциях и на страницах специализированных журналов вроде «SexRoles», посвященном тематике маскулинности, феминности и андрогинии - эмансипации обоих полов, взаимопроникновению женского эмоционально-экспрессивного и мужского инструментального стилей деятельности.

«Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую. “Вот с каких давних пор, - пишет Платон, - свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу”».

Выходит, нынешний андрогин, будь то сильная женщина или чуткий и чувствительный мужчина, есть своего рода сверхчеловек. В связи с этим становится понятным, что андрогинность свойственна людям творческим. Художник, поэт, писатель, актер, скульптор, режиссер - все они должны иметь в себе и женское, и мужское начало, сочетание которых и позволяет производить на свет великие творения. Душа человека искусства - двупола. Особенно хорошо это было известно культуре модернизма, поэтому в начале ХХ века актуальными становятся образы художника-неврастеника и женщины-вамп, денди и новой амазонки.

В западной литературе адрогинность проявляется в произведениях Верджинии Вулф, Гертруды Стайн, в России - у Л. Петрушевской, для которой «убийство» пола абсурдно и трагично, и у Т. Толстой, которая, напротив, считает этот процесс нормальным. Например, знакомство с героем ее рассказа «Петерс» начинается с фразы: «У Петерса с детства были плоские ступни и по-женски просторный живот». А у героини рассказа «Река Оккервиль» Веры Васильевны - «большой нос и усы под носом». Андрогинность по Т. Толстой - это возможность быть шире, неоднозначнее.

Таким образом, литература обратила внимание на человеческую адрогинность намного раньше, чем психология и социология. И идеология…

По мнению А. И. Антонова и А. Карлсона, авторов книги «Общество-Семья-Личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход», «идея андрогинии была необходима, чтобы заполнить огромный пробел в феминистских взглядах на мир и его будущее». В 1964 г. Социолог Эллис Росси отрицала такую модель равенства, при которой утверждался поиск равного с мужчинами места в мире экономических и социальных институтов. Росси предлагала «гибридную модель», которая могла бы вытеснить ориентацию на автомобиль и потребление. Новой же ориентацией могла бы стать «радикальная цель, которая бы заключалась в поисках новой природы мужчин и женщин и нового представления о будущем».

Другая исследовательница, Энн Фергюсон из Университета штата Массачусетс, оправдывала идею андрогинии тем, что «в доиндустриальную эру с её ограниченными материальными ресурсами и отсутствием контроля над рождаемостью традиционное разделение труда по полу (женщины как матери и домохозяйки, мужчины как охотники, торговцы и воины) имело смысл. Теперь же, когда достижения науки и техники позволили женщинам контролировать деторождение, применять искусственное вскармливание и даже воевать, половое разделение труда потеряло всякий смысл и должно быть устранено».

Среди социальных психологов ведущую роль играла Сандра Бем, которая совершенно открыто говорила об идейных предпосылках своей работы: «Моя главная цель всегда была феминистской: я хотела помочь освободить человеческую личность от ограничивающей её тюрьмы поло-ролевых стереотипов и создать концепцию психического здоровья, свободную от навязанных культурой понятий маскулинности и феминности». Однако впоследствии Бем признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменения структуры общественных институтов.

А. И. Антонов и А. Карлсон подытоживают: «В Соединенных Штатах небольшая команда идеологов схожим образом преуспела в навязывании всем своей мошеннической, опасной идеологии, маскирующейся под науку. С самого начала идеологическое происхождение «психологической андрогинии» было совершенно очевидно. Здесь уже цитировалось высказывание Бем, главного теоретика этой концепции, в котором она открыто признает, что её цели всегда были не научными, а политико-идеологическими».
Действительно, андрогинность как научный факт - сомнительна, но существование андрогинов в повседневной жизни - бесспорно. В отношении женщины - точно, особенно западной. Она играет то одну, то другую роль в зависимости от обстоятельств и целей; она может быть пассивной и полной энергии, терпеливой и напористой, мягкой и строгой, любящей матерью и честолюбивой эгоисткой. И именно на женщину ложится ответственность за мужчину: будет ли он гармоничным, освободившись от векового представления о собственной мужественности, или женоненавистником, отстаивающим свои мнимые права.