Lesbisait.ru

История лесбийской любви в искусстве

Сексуальность — сила, движущая этот мир и важный фактор, влияющий на природу человека. Лесбийская любовь — физическая и эмоциональная близость между женщинами распространена не меньше, чем гомосексуальная близость мужчин. Она существует с древних времен во всем мире, о чем свидетельствуют бесчисленные изображения однополой любви, найденные во многих культурах.

Каждый хочет выглядеть достойно в глазах окружающих. Лесбиянки и геи, особенно страдающие от нападок общества и строгой морали, — не исключение из этого правила. Особенно нелегко чувствовать, что живешь среди людей, которые вовсе не такие, как ты, и пыаться быть на них похожим.

Не случалось ли вам в подростковом возрасте влюбиться в девушку из класса? Помните, как смущены и уязвимы вы были, не зная,как скрыть это новое чувство? Тогда-то, глядя на других одноклассниц, встречающихся с мальчиками, вам и пришлось сломать себя.

Просто вы не могли признаться им, что вы — не такая, из страха, что вас не поймут, отвернутся, станут преследовать или, наоборот, избегать. Я помню, как искала образы женской любви в художественной литературе, журналах, в телевизионных программах. С их помощью я хотела доказать себе, что то, что я чувствую, испытывают и многие другие женщины. Для меня было важно знать, что я не одинока в этом мире, пусть мне было даже не с кем поговорить о своих переживаниях. Вот почему образы близости двух женщин так важны для нас. Они говорят о том, что такие, как мы, существовали всегда. И это помогает нам жить, ощущая себя полноценным человеком.

За последние двадцать лет лесбиянки на Западе стали чувствовать себя свободнее, чем раньше, за исключением конечно же школы Сафо, где искусство лесбийской любви преподавалось отдельным предметом. В то время образы духовной близости между женщинами выражались ими самими в искусстве и поэзии. Подобное единение посредством творчества было естественно. Сегодня, когда лесбийская любовь как важная составляющая общественной жизни наконец-то вышла из «средневекового» состояния, мы вновь начали выражать ее: в искусстве, кино, живописи, бизнесе, развлечениях, средствах массовой информации — во всех аспектах жизни. И все ради того, чтобы вновь почувствовать себя полноценными членами общества.

В течение нескольких последних десятилетий в обществе произошел сдвиг, который дал возможность сексуальным меньшинствам реализовать себя и «выйти из тени», в которой они скрывались много веков. Сейчас у лесбиянок появилось гораздо больше возможностей разрешить проблемы с самоидентификацией, восстановить свою самооценку и положительный образ в обществе. Традиционная литература зачастую представляет лесбиянок не в лучшем свете, однако есть работы, где женщины с нетрадиционной ориентацией —положительные персонажи. Например, написанный в 1950 году, революционный роман Патрисии Хайсмит «Кэрол» (изданный также под названием «Почем соль?»). Однако за большинством книг в то время строго следила цензура, а потому роман должен был кончаться выходом героини замуж, ее убийством или заключением в приют для душевнобольных.

С расцветом художественной литературы о лесбиянках работы авторов, освещающих тему сексуальных меньшинств, стали особенно популярны. Например, романы Риты Мэй Браун «Спелый тропический плод» (Rita Мае Brown «Ruby Fruit Jungle») и Жанетт Уинтерсон

«Апельсин — не единственный фрукт» (Jeanette Winterson «Oranges Are Not The Only Fruit») стали классикой современной литературы, а «Мягкий вельвет» Сары Уотерс (Sarah Waters «Tipping The Velvet») послужил сценарием к одноименному фильму, снятому телеканалом ВВС в Великобритании. Такие фильмы, как «Одинокие сердца» («Desert Hearts», 1986), Рыбалка («Go Fish», 1994) особенно ярко описали личность лесбиянок и раскрыли их образы. Коммерческие журналы о лесбиянках также пользуются большой популярностью во многих странах мира. Например, в Америке распространены журналы: «Линия» («Curve») и «Подружка» («Girlfriend»), в Великобритании — «Дива»(«Diva»), а в Австралии — «Свободные лесбиянки» («Lesbians on The

Loose»), помогающие представительницам сексуальных меньшинств самоутвердиться и избежать общественного порицания.

Долгое время изображения лесбийского секса были основной темой порнографии. Однако в последние десять лет лесбиянки стали следить за своим сексуальным образом, и сейчас мы легко можем купить эротические журналы, книги и фильмы, способные удовлетворить любые женские аппетиты: от мягкого порно до жесткого секса с элементами садомазохизма. Четкое и реалистичное отражение лесбийской жизни,любви и секса представлено в книгах,фильмах и журналах, которые показывают миру, что лесбиянкой может быть абсолютно любая женщина. Это позволяет нам отойти от навязанных гетеросексуальным обществом строгих стереотипов, которые во многих ситуациях направлены против нас.

История, полная загадок

Одна из известнейших поэтесс своего времени, к тому же прекрасная художница Сафо считала, что необходимо уделять огромное внимание изобрази- тельному искусству и поэзии в школах

Греции. Ее работы живо отражали ееличную жизнь и отношения с женщинами. В ее пристрастии к своему полу, в частности к ученицам, не видели ничего странного, тем более предосудительного, наоборот, ее изображения с удовольствием покупались иностранцами, а в Европе они пользовались огромной популярностью. В книге «Картины и страсти: История гомосексуализма в изобразительном искусстве» Джеймс Саслоу отмечает, что Сафо можно назвать своеобразным символом древнегреческой культуры. Действительно, в Митилене, городе, где родилась поэтесса, найдено несколько статуй, картин, и даже монет с ееизображением. Он также отмечает, что после ее смерти около 640 года до н.э. у нее практически не было художественных и литературных последователей, а ее учение почти забылось, так как большую часть своего времени женщины стали посвящать семье и дому. В сущности, вся литература после Сафо перешла в руки мужчин, и так как их не особо заботила тема лесбийской любви, греческие поэты обходили ее стороной. Однако легенды о полностью женских обществах и племенах сохранились. Одна из таких историй — легенда об амазонках —мифическом, бесстрашном племени женщин-воинов (ок. 400-440 гг.

до н.э.), которые отвергли мужчин для того, чтобы жить в сексуально раскрепощенном обществе. Эти крупные, мускулистые женщины жилив Азии на территории современной Турции. Они поклонялись богине Артемиде (Диане), а историк Геродот рассказывает нам о сражении между греческими солдатами и армией этих женщин на Черном море.

Некоторые мужчины были так восхищены силой и достоинством одержавшего победу племени амазонок, что отразили этих женщин в скульптуре. Внушающие столько восхищения и уважения женщины-амазонки на самом деле выглядели так устрашающе, что их портреты и скульптуры практически не сохранились до наших дней.

В течение многих веков богиня Луны Артемида (Диана) служила символом хрупкости, нежности и материнства. Ей было посвящено множество обрядов поклонения, а также она зачастую изображалась в окружении своих преданных поклонниц. В живописи Древнего Рима мы можем встретить изображения Дианы с ее верной нимфой Калисто. К I I I и IV векам н.э. относятся напольные мозаики, на которых изображена Диана и Актеон — охотник, в муках погибший после того, как случайно увидел Диану, резвящуюся в обществе своих подружек. Образ Дианы с ее поклонницами стал особенно популярен в XVI веке, как способ изображать ласкающих друг друга обнаженных женщин, не опасаясь порицания со стороны цензуры.

Шло время, а лесбийская любовь продолжала жить в большей степени тайно, так как после Сафо стало не принято демонстрировать свои гомосексуальные чувства. Поэтому вплоть до XVI века в литературе и живописи весьма сложно найти изображения лесбиянок. Доказательство того, что мужчины не воспринимают всерьез духовную и физическую близость между женщинами, можно найти в работах Саслоу, где описывается отношение французских ученых XVI века к поэзии Сафо. Несмотря на то что из произведений Сафо определенно ясно, что объектами ее страсти были женщины, ученые отказывались это признавать и сделали все, чтобы переименовать их в мужчин и издавать произведения в таком виде. Мужчинам же, которых интересовал секс между женщинами, не оставалось ничего, как предаваться собственным фантазиям.

Многие изображения женщин с нетрадиционной ориентацией считались тогда если не вульгарной порнографией, то просто ужасными картинами. Однако они создавались мужчинами для мужчин и продавались тайно за большие деньги. Как правило, эти работы демонстрировали сцену уединившихся для занятий любовью женщин, где мужчина оказывается невинным (и зачастую невольным) свидетелем тайных женских ласк. Особенно популярен был сюжет в бане, где в пару среди множества обнаженных женских тел можно было увидеть самозабвенно ласкающуюся парочку. Картина Жана Миньона «Купание женщин» уводит зрителя в чувственный мир, где купающиеся женщины нежно касаются друг друга, а одна из них откровенно ласкает промежность подруги. На полотне Тициана «Диана и Актеон» Диана купается вместе со своими нимфами. Женщин почти не видно, и их сексуальные игры остаются загадкой, давая возможность воображению зрителя дорисовать пикантные подробности. Тема недосказанности стала излюбленным приемом художников XIX века, таких как Жак Август Доминик Ингрес с его «Турецкой баней», а также Густав Курбе, известный своим произведением «Сон». В то время мужчинам категорически запрещалось входить в женские бани, а потому изображенные сцены — всего лишь плоды их воображения, как и многие сцены, изображающие физическую близость женщин.

Появление в живописи изображения гомосексуальной любви оказало огромное влияние на распространение этой темы в Европе середины XVI века. Это было время, когда европейские путешественники, попав на незнакомый континент, сталкивались с женским и мужским гомосексуализмом и его проявлениями. Процветающие пуританские взгляды Европы того времени влекли за собой кровавые последствия, такие как охота на ведьм и инквизиция в Испании. При чиной тому служит попытка европейцев навязать свою сексуальную мораль всем странам, которые они посещали. Остатки толерантности к свободному и открытому сексу были полностью уничтожены в тот момент, когда страны под угрозой кровавых расправ были вынуждены оставить свои взгляды на однополую любовь и подчиниться пуританской Европе и принять ее законы.

В своей книге «Возрождение лесбийской любви в Ранненовой Англии» Валери Трауб приводит холодящие душу рассказы путешественников, странствующих рыцарей и завоевателей. Об увиденных случайно шокирующих, извращенных сексуальных актах женщин с женщинами складывались легенды, зачастую принимая анекдотическую форму, они передавались из уст в уста, о них писались книги. Николас де Николай в своих записках путешественника в Турции рассказывает: «Моющиеся в бане женщины так распалились, что, больше не в силах сдерживать желание, хватали и гладили друг друга, явно получая от этого огромное удовольствие». Томас Гловер, секретарь английского посла в Турции, также говорит о «неестественных и грязных деяниях», которые регулярно совершали турецкие женщины. Французский хирург Амбруаз Паре с ужасом описывает, как, охваченные дьяволом, две африканские женщины занимались сексом. (Говоря о распутстве африканских женщин, вернемся к картине Тициана «Диана и Актеон», где искупавшуюся Диану нежно обтирает африканка.) Но самыми кошмарными персонажами подобных рассказов были трибады: женщины, которые терлись друг о друга увеличившимися клиторами, а потом овладевали своим телом или телом подруги с помощью искусственного фаллоса. Мифические фигуры из классической литературы, трибады послужили «истинным образом» лесбиянки в западном обществе в середине XVI века (именно в это время, по словам Трауба, медицина признала важность клитора в получении сексуального удовольствия). Название трибады, произошедшее от греческого слова «tribas», что означает «тереть», закрепило за собой обозначение сексуальных ласк между женщинами. В Англии того времени их также называли «трущиеся» (rubsters), но, к счастью, это название вскоре вышло из употребления, и теперь, говоря о лесбиянках, мы скорее употребим термин трибадизм, процесс, при котором женщины трутся влагалищами для получения сексуального удовлетворения.

Ставший еще более популярным в X V I I веке туризм сыграл важную роль в распространении знания о лесбиянках. В этом ему помогли литература и изобразительное искусство. Джеймс Саслоу упоминает китайские шелковые полотна, на которых были изображены женщины, занимающиеся любовью втроем. Также он рассказывает о Кока-Шастре — пособии, написанном в X I I веке индианкой, Кокой Пандитой. Эта книга, представляющая собой подробный сборник сексуальных позиций, была переведена и проиллюстрирована в эпоху Великих Моголов, лишь в X V I I веке. Среди множества иллюстраций в этой книге мы можем встретить изображения женщины, удовлетворяющей свою любовницу искусственным фаллосом. А в Непале, вместе, где встречаются индуистская и буддийская культуры, в храме Шивы Саслоу замечает резную гробницу, на которой изображена женщина, ласкающая йони своей улыбающейся подруги. В те времена, когда Непал был британской колонией (1816-1947), гнев викторианских нравов распространился и на храмы, якобы пропагандирующие сексуальность. Многие из этих храмов были закрыты, а большинство подобных изображений — уничтожено. В ВикторианскойАнглии мужской гомосексуализм не только не принимался обществом, но и преследовался законом вплоть до заключения в тюрьму.

Любопытно отметить тот факт, что в этих законах нет ни малейшего упоминания о женском гомосексуализме. Причина проста: королеве Виктории и в голову не могло прийти, что женщины способны совершать друг с другом такие ужасные вещи. В обществе того времени к лесбийской любви относились отрицательно, стараясь, если не выражать свое недовольство, то просто игнорировать это явление. К сожалению, подобное отношение сохранилось и по сей день. Женщины с нетрадиционной ориентацией знают, что не будут приняты,где бы они ни жили.